https://cdnimg.rg.ru/img/content/229/22/28/12p_2k-biatlon_d_850.jpg

Эта история началась в 2013 году – и как раз в Новосибирске. Могла ли тогда двукратная олимпийская чемпионка, едва завершившая карьеру действующего спортсмена, мечтать, что турнир, названный ее именем, будет проходить по всей стране и собирать сотни участников? К примеру, в нынешнем сезоне этапы турнира принимали Мурманск, Магнитогорск, Южно-Сахалинск, Рыбинск, Саранск. А на финальные соревнования в новосибирский биатлонный комплекс, что на улице Биатлонной, приехало порядка 600 спортсменов. Более массового турнира в детско-юношеском биатлоне в нашей стране просто не существует.

Важной вехой в развитии Кубка в свое время стало появление Содружества поддержки детского и юношеского биатлона. Организации, с помощью которой решение многих бюрократических вопросов стало проще. Сейчас в ней состоят более 55 регионов, а руководит ей, конечно же, сама Анна Богалий. Впрочем, это вовсе не значит, что она теперь все время проводит где-то у себя в кабинете, подписывая важные бумаги и т.д. и т.п. Наоборот. Во время соревнований Анна Ивановна в самой гуще событий. Она дает старт, она снимает на видео лидеров на огневых рубежах, она лично поздравляет победителей и подбадривает тех, кто выступил не так удачно. По пути расписывается на лыжах у всех желающих, а еще может внезапно остановиться, потому что вспомнила: вот этой вот девочке нужно объяснить, как правильно класть ноги при стрельбе из положения лежа.

В Кубке Анны Богалий биатлонисты соревнуются в пяти возрастных группах: 10 лет, 11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет, 17-18 лет. Понятно, что в первых трех категориях биатлон выглядит не совсем так, как мы привыкли видеть его по телевизору. Дистанцию юные атлеты проходят без винтовок: оружие их ждет непосредственно на стрельбище. Самые маленькие стреляют только из положения лежа и с упора. Винтовки – пневматические, до мишеней – десять метров. С 15 лет спортсменам доверяют малокалиберную винтовку, и бегут они с ней на спине. Но по большому счету на этом различия и заканчиваются. Подход максимально серьезный для всех. На соревнованиях используется тот же тайминг (программное обеспечение для отслеживания движения спортсменов и финиша), что и на стартах высшего уровня. За регламентом следят строго: нарушения фиксируются на видео и потом тщательно разбираются. “У нас и мышь не проскочит”, – смеются видеографы. А Богалий повторяет: “Дети должны сразу понимать. Судейство не может быть лояльным, оно должно быть объективным”. Восхищения организацией турнира не смог скрыть даже глава Союза биатлонистов России (СБР) Виктор Майгуров, побывавший на открытии соревнований: “Не хуже, чем на Кубке мира”.

Антураж самих гонок – соответствующий. Едва биатлонисты уходят на дистанцию, как березовая роща, сквозь которую проходит трасса, утопает в разноголосице детских “давай-давай!” и тренерских установок. Все гонки транслируются на “Новосибирском детском телевидении”, которое, по словам, Богалий, детское только по названию, а по качеству картинки вполне себе взрослое. Прямо со стадиона живой репортаж ведет корреспондент “Матч ТВ” Мария Коробова.

Пересекая финишную линию, мальчишки и девчонки картинно падают, совсем как биатлонные звезды в телетрансляциях. “Бывает, поднимается девчонка, видит объектив и снова пластается, для кадра”, – со смехом рассказывает мне штатный фотограф Кубка Андрей Чепакин.

Разумеется, чтобы этот сложный механизм запустился и работал, нужна сильная команда единомышленников. У Богалий она есть. Например, судейство и проведение стартов контролирует Сергей Просвирнин, технический делегат от СБР. Благодаря черной широкополой шляпе его видно издалека.

Сергей проектировал олимпийскую трассу в Сочи, работал делегатом в Международном союзе биатлонистов, а семь лет назад пришел на Кубок Богалий помочь с проведением лазерного биатлона. Да так и остался.

– После каждого соревнования я должен написать отчет в СБР. Что получилось, что надо доработать. На основании этого мы делаем шаги дальше, – рассказывает Просвирнин. – Какие бывают ошибки? К примеру, дети бежали суперспринт. На трассе одновременно 30 человек, штрафной круг маленький, получилось столпотворение. К концу дня было зафиксировано слишком много нарушений, а значит, что-то было сделано не так. Конфигурация круга не соответствует данному формату соревнований. Сегодня мы ее скорректировали. Что важно, мы ежедневно встречаемся с представителями команд. А это около 50 человек. Бывает ведь так, что судейская коллегия отстраняется от обычных людей, до нее не достучаться. Мы абсолютно открыты. Любой может подойти, задать вопрос и получить ответ.

На стрельбище один из главных – Нияз Шакиров. Установить мишени, следить за порядком, “красоту навести” – это все к нему. У Нияза вообще-то мебельный бизнес, а в Кубок Богалий “втянули дети”. И так уже три года.

– Езжу по этапам, как на отпуск, – улыбается Нияз, зарядив очередную винтовку. – Самое сложное – перебороть эмоции, когда доносишь до детей, что нарушены правила. Важно правильно объяснить. Чтобы они поняли, не обиделись. Самый кайф – видеть, как развиваются дети, растут, меняются уже от этапа к этапу.

На обочине трассы в красной шапочке с обветренным лицом и добрейшими глазами курсирует Александр Хлусович. Это авторитетнейший тренер, с солидным послужным списком, в котором есть работа с олимпийской чемпионкой Анастасией Кузьминой, с белорусской сборной, отечественной юниорской командой. В прошлом году Хлусович сотрудничал с наставником нашей женской сборной Михаилом Шашиловым. На Кубке Богалий он заместитель главного судьи по трассам, помогает на рубеже, а вечерами занимается с детьми в тире.

– Я начинал с деток и никогда не терял с ними контакт, – замечает Александр Дмитриевич. – На соревнованиях тренеры часто приводят спортсменов. Подсказываю нюансы по изготовке, объясняю по методикам. Специфика по подготовке деток огромная. Их просто нужно любить, быть с ними добрыми. Они слабенькие, ранимые, могут заплакать. Когда ты любишь ребенка, любишь работу, стараешься донести, что ты знаешь… Нужно огромное терпение. Есть такие, у которых все сразу получается. И некоторые совершают ошибку, что уделяют внимание только им. Те, другие созреют через два-три года и будут обыгрывать первых. Тренерам нужно быть начеку, беречь их и аккуратно вести.

Это только те, с кем я успел пообщаться лично. Людей, благодаря которым Кубок успешен, гораздо больше, порядка 25-30 человек, причем все из разных городов. Их количество на каждом этапе варьируется в зависимости от уровня принимающей стороны. Но, если говорить утрированно, высади этих людей в пустыне, и они организуют биатлонные соревнования.

Ну и, конечно, было бы несправедливо не упомянуть супруга Анны, Андрея Левунина, компания которого “Лыжный мир” – титульный спонсор турнира. А это солидная визуальная составляющая турнира: бибы участников, брендированные винтовки (их выдают всем, у кого нет пока возможности заиметь свою), рюкзаки, тренировочные футболки (чтобы, как говорит Богалий, дети не забывали про турнир летом). И, конечно, в целом финансирование соревнований, что в нынешних условиях, мягко говоря, непростая история. Так что если Анна Богалий – мама детского биатлона, то Андрей Левунин, видимо, – его папа.

Юные биатлонисты соревнуются в четырех личных дисциплинах: индивидуальная гонка, спринт, гонка преследования и масс-старт. У самых маленьких это еще и суперспринт. Очки начисляются по ходу сезона, как и в Кубке мира. В каждой возрастной категории присутствуют красный биб лидера в отдельных дисциплинах и желтый биб лидера общего зачета. Победители каждого старта заслуженно чествуются на церемониях награждения. И все же Кубок Богалий не только и не столько про результат. Важнее – ощущение праздника, включенности в биатлонную семью. Соревнования сами по себе – инструмент развития. Вот, пожалуй, главная идея Анны Ивановны, как здесь ее уважительно называют.

– С 13-14 лет дети начинают приносить очки регионам. Идет гонка вооружений. Сначала внутри региона, какой вид спорта наберет больше рейтинга, чтобы получить дополнительное финансирование. Потом на российском уровне между регионами. Если снять эту нагрузку с детей до 18 лет, то мы позволим им просто расти. Мне очень хотелось, чтобы ребята были замотивированы как можно дольше не бросать любимое увлечение из детства и прогрессировать, – говорит она. – Я искала, что меня цепляло, когда я была в их возрасте, что заставляло не останавливаться, идти вперед. Плюс ориентируешься на новые реалии. А что же им интересно? В снегу поваляться, выйти с флагом…

Поэтому в программе новосибирского этапа не только собственно старты. Это и общение с психологом, и с самой Богалий. Это фестивальная “эстафета дружбы”, в которой в одной команде оказываются самые взрослые и самые маленькие вопреки географическому принципу. Передача эстафеты, когда уже, по сути, взрослого спортсмена сменяет 10-летний шкет, – отдельное, умилительное зрелище.

А еще в Новосибирске провели гонку тренеров, где судьями были дети. Собственно, с этого и началось мое пребывание на Кубке Богалий. Я приехал аккурат к церемонии награждения, которая все никак не начиналась. Оказывается, на команду Анны Богалий, выигравшую гонку, был подан протест. Анна Ивановна в итоге первое место отстояла. И это был тоже урок для всех. Важны даже самые незначительные победы, и за них тоже надо бороться. Как это на протяжении своей карьеры и делала Анна Богалий. Мама детского биатлона в России.